Статья Лолы Звонаревой, альманах «Литературные знакомства», 2019 г.

СОРОК СОРОКОВ ТАТЬЯНЫ МАЛЮСОВОЙ

Тихая и молчаливая, с внимательным долгим взглядом, Татьяна Малюсова кажется закрытым, сдержанным человеком, но многочисленные её работы, посвященные Москве, открывают внимательному зрителю художника, страстно и бережно влюбленного в наш город, стремящегося сохранить для нас её своеобразный облик, открыть её неброскую красоту, своеобразное обаяние. Малюсовская Москва – в прямом родстве с «Московским двориком» Василия Поленова. Одна из её графических работ, выполненная тушью, пером и кистью так и называется, сохраняя тайный отсыл к знаменитой и любимой поколениями москвичей работе – «Дворик у Большой Полянки» (2005).
Московские храмы – отдельная страница в творчестве талантливой художницы. Изредка она пишет их на холсте маслом – как, например, «Башню «Дуло» Симонова монастыря» (в нём, кстати, похоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя) (2009).
Если раньше художник нередко работала тушью, пером и кистью – именно в этой технике выполнена работа «Храм иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» на Б. Ордынке» в 1994 году, то в последнее время Татьяны Малюсовой в графике всё чаще отказывается от кисти, ограничиваясь тушью и пером, или чернилами (нередко несмываемыми).
Именно в ней увековечены образы небольших, но трогательных в уютной естественной вписанности в многочисленные московские узкие и кривые (поистине «кривоколенные»!) переулки замосковорецких храмов: «Вид из Бродникова переулка на церковь Святителя Григория Неокесарийского, что в Дербицах на Полянке» (2006), «Вишняковский переулок, 15. Церковь святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе» (2012), «Храм святой Екатерины», «Решётка храма» (обе – 2013), «Церковь Воскресения Христова в Кадашах», «Храм Николая Чудотворца вблизи Якиманки», «Палаты Аверкия Кириллова и храм Николы в Берсеневе», «Храм Иоанна Воина на Якиманке», «Климентовский переулок, вид на храм святого Климента», «Марфо-Мариинская обитель милосердия, Большая Ордынка, 34, строение 3», «Церковь святого Николая на Б.Ордынке» (все – 2012).
Да, православная составляющая была главной, но не единственной в многоукладном московском городском пространстве. Татьяна Малюсова не забывает об этом. Испокон веков москвичи оставались достаточно веротерпимыми к иноверцам. Потому столь естественно возникает среди множества православных храмов в графической сюите, посвященной нашей столице, эта работа, выполненная чернилами, — «Мечеть на Большой Татарской улице» (2012).
Но Татьяна Малюсова не ограничивается Божьими храмами, хотя именно они, безусловно, — важнейшая, знаковая часть оригинального облика нашей столицы, её духовного обаяния. Она находит такие уголки и местечки, в которых, казалось бы, спрятано тайна московской неброской старины, в которых хранится память о безвозвратно ушедшем времени дворянских гнезд и тургеневских девушек. Таковы графические этюды «Пятницкая», выполненный карандашом (1999) и «Большая Полянка, 20» (2012)., исполненный чернилами.
Безлюдные пейзажи художницы волшебным образом одухотворены и очеловечены: в них живёт гений места, память о трепетных душах многих поколений москвичей, страдавших и радовавшихся рядом с этими невысокими домиками и за этими скромными окнами. Такие чувства вызывает картины «Вид с Большого Каменного моста в сторону Болотной площади» (1977), «Старомонетный переулок»(2004), «Вид на Лужнецкую набережную» (2009), «Старые дома в Черниговском переулке» (2010), «У Кремлевской стены» (2008), «Чертольский переулок» (2009), «Голутвинский переулок» (2016).
Ощущение тайной связи с тенями великих, которые ходили по этим мостовым и воспевали ту, давнюю Москву Х1Х навсегда минувшего столетья живёт в полотне Татьяны Малюсовой «Музей Лермонтова на Молчановке» (2014), «Здесь жил Н.В.Гоголь» (2011), «Главный дом усадьбы А.П.Арсеньевой, Большая Ордынка 45» (2012).
Природа неизменно вносит свою волнующую составляющую в московскую городскую мелодию, обновляя и освежая память о былых веках – об этом думаем мы перед картиной художницы «Первый снег в Нескучном саду. Беседка «800 лет Москве» (2005).
…Татьяна Малюсова обладает негромким лирическим голосом, но сегодня он легко различим среди тысяч других. Работы художника не спутаешь ни с кем, за десятилетия работы в графике, размышления о судьбе родного города Татьяна Владимировна создала подлинную московскую графическую сюиту, вдохновенное звучание которой будет звучать в нашей культуре ещё долгие – долгие годы.
Лола Звонарёва,
академик, доктор исторических наук, искусствовед. Статья опубликована в альманахе «Литературные знакомства», 2019 г.